Дзю-дзюцу и Тай-дзюцу:

предыстория Систем Ближнего Боя

Автор: Майк Скосс

Японские  рукопашные схватки развивались в рамках исторически единого искусства в течение очень долгого периода времени. Первые упоминания о таких безоружных боевых искусствах или системах можно найти в самых ранних исторических хрониках Японии, «Кодзики» («Записи древних дел») и «Нихон Шоки» («Хроники Японии»), которые касаются мифологического создания страны и Имперской семьи. Другие проблески можно найти в старых записях и картинах с изображением поединков по сумо, проводившихся при проведении обрядов Императорского двора в Наре и Киото с целью гадания и обеспечения обильного урожая. Эти системы рукопашного боя стали известны как Дзю-дзюцу среди других родственных терминов в период Муромачи (1333-1568 гг.), согласно свиткам и записям различных Рю-ха (боевые традиции, «школы») и другим историческим фактам.

Некоторые определяют Дзю-дзюцу и подобные искусства довольно узко, в качестве «безоружных» систем Ближнего Боя, используемого для поражения или контроля над врагом, который также безоружен. Основные методы атаки включают удары руками и ногами, толчки, броски, болевые фиксации, удушения и блоки. Большие усилия были также предприняты Буси (классическими воинами) для разработки эффективных методов защиты, включая парирование или блокирование ударов, толчков, бросков. А также для разработки методов страховки (то есть, безопасного падения и знания того как нейтрализовать эффект техники), освобождая себя от захвата противника и изменяя или перемещая положение своего тела так, чтобы избежать или нейтрализовать атаку.

 

Однако с более широкой точки зрения, основанной на учебных планах многих классических японских искусств, эти искусства можно более точно определить как невооруженные методы борьбы с врагом, который был вооружен, вместе с методами использования подручного оружия, такого как дубинка, нож, цепь. Кроме этого, термин Дзю-дзюцу также иногда использовался для обозначения тактики борьбы с основным оружием воина: Кен  (меч), ​​яри (копье), бо (шест). Эти методы Ближнего Боя были важной частью различных боевых систем, которые были разработаны для использования на поле битвы. Их обычно можно охарактеризовать как Сингоку Дзидай (период воюющих царств, 1467-1568), Качу Бу-дзюцу или Кумиути  (борьба с оружием или схватка одетых в доспехи), или Эдо Дзидай (период Эдо, 1600-1868), Сухада Бу-дзюцу (борьба одетых в обычную уличную одежду периода, кимоно и хакама).

Названия Систем Ближнего Боя

Хотя эти стили чаще всего упоминаются под общим названием Дзю-дзюцу, существовало множество разных названий для этой техники и тактики, различающихся от одной школы Рю к другой. Хаде, Хакуда, Дзю-дзюцу, Кэмпо, Коппо, Когусоку, Коси-но-мавари, Шубаку, Тоде, Торите, Явара, Кумиути. Эти названия использовались на протяжении долгих лет. В некоторых традициях, таких, как Такеноучи-Рю использовалось более одного термина для обозначения разных частей их учебных планов. Каждое из этих слов обозначает системы с различным содержанием и с разнообразными техническими параметрами.

Развитие Систем Ближнего Боя

Независимо от того, где люди проживают, они проводят много времени, разрабатывая и совершенствуя методы использования оружия для охоты и боевых действий. В случае успеха личный опыт и знания (часто полученные на поле битвы) помогают отдельным лицам установить конкретные «стили», «школы» или «традиции» - на японском языке – Бу-дзюцу Рю-ха.

В сравнении с боевыми искусствами соседних – Китая  и Кореи, Японские системы Дзю-дзюцу уделяют больше внимания броскам, обездвиживанию и удушениям. Атэми-вадза (ударные техники) имеют второстепенное значение в большинстве японских систем, тогда как китайское Цюаньфа (Кэмпо) подчеркивает важность ударов, ударов и еще раз, ударов.

В целом считается, что Японские системы Хакуда, Кэмпо и Субаку проявляют некоторую степень влияния Китая из-за их особенного акцента на ударной технике. Тогда как системы, которые получены из более чистого Японского источника, не показывают особых предпочтений для таких методов, но будут использовать их по мере необходимости.

Существует несколько причин, по которым Японское искусство развивалось таким образом. Во-первых, произошли серьезные изменения в ведении войны во время Сэнгоку-дзидаи по сравнению с предыдущими временами. Борьба характеризовалась крупными сражениями на поле битвы. Буси, одетый в доспехи, сражался повсюду в ситуации Ближнего Боя, не в таких условиях, при которых удары кулаками или ногами были бы эффективными. Это подразумевало борьбу в обхват с бросанием врага головой в землю.

Еще одна причина вторичности ударных техник  в японских системах заключается в том, что даже когда у одного из противников нет какого-либо защитного снаряжения, с одного удара трудно победить (убив или вывести из строя) обученного воина; в этих условиях неудача более вероятна, чем успех. Если ваша попытка не удастся, враг будет использовать оружие, которым он обладает, чтобы зарезать вас. Поэтому самое главное - не позволить ему использовать свое оружие.

Автор: Майк Скосс, 1995 ©

Статья публикуется в сокращенном виде,

Перевод на Русский: Ярослав Юрьевич Ляшенко, Президент Международного Центра Боевых Искусств Синтез им. Ю.В. Ляшенко, Ренши, 4 Дан Джиу-джитсу www.idrcma-synthesis.ru ©