ПСИХОЛОГИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ:  ДВИЖЕНИЕ К СИНТЕЗУ

«Психэ» в переводе с греческого языка означает душа, «логос» - знание, учение, соответственно термин психология можно перевести, как «учение о душе». Предметом исследования учения или науки о душе, психологии соответственно является душа, как таковая. Не просто так ведь из века в век, произносятся самыми разными людьми такие крылатые фразы, как: «у него нет души», «душевный человек», «душевное застолье», «бездушный человек», «в этом нет души». Или вот, например, что очень актуально сегодня, в эпоху рассвета массового питания и эры фаст-фудов: «еда вроде бы ничего, но в ней нет души». Итак, вы скажите, хорошо, но какое отношение все эти рассуждения могут иметь к боевым искусствам, единоборствам и практикам самозащиты? Самое что ни наесть непосредственное. В психологии есть понятие «внутреннего конфликта». Как можно еще более просто передать, одним словом это состояние? На наш взгляд – это будет слово замешательство.

Человек, пребывающий в конфликте с самим собой, переживающий «внутренний конфликт», находится в состоянии замешательства, пребывает в смятении. В том случае, если причина внутреннего конфликта не устранена и противоречия не сняты, такой человек окажется абсолютно обезоруженным перед лицом малейшего внешнего раздражителя. Вот, как об этом говорилось в издании для профессиональных спортивных психологов: «Неразрешимый внутренний конфликт вынуждает человека растрачивать свои силы не в борьбе с соперником, а в борьбе с самим собой…» (Н.В. Цзен. Ю.В. Пахомов. Психотехнические игры в спорте. Москва, «Физкультура и Спорт», 1985).

Не говоря уже об экстремальной ситуации реального боя, к которой он окажется абсолютно неподготовленным! А ведь в этой ситуации независимо от вашей готовности и внутренних переживаний, на карту ставится очень и очень многое, как минимум: ваша репутация и материальные ценности, как максимум ваши жизнь и здоровье или/и жизнь и здоровье близких вам людей.  Как преодолеть внутренний конфликт, предотвратить и если дело уже дошло, жестко пресечь конфликт реальный? На этот вопрос, давали и дают ответ боевые искусства, единоборства и практики самозащиты, как множества веков назад, так и сегодня. Но боевые искусства, единоборства и практики самозащиты не могут находиться в изоляции, как и любой другой вид, элемент человеческой деятельности.

Это означает, что они связаны с обществом и с теми процессами, которые в нем проистекают. Связи с обществом, с его властными, социальными и официальными структурами это не то, что мы имеем в виду, а в виду мы имеем реальную и конкретную жизненную связь с людьми, с их повседневными проблемами, страхами и переживаниями, надеждами, самомнением, самооценкой и т.п.

Исходя из научной теории, окружающая среда изначально находится в состоянии агрессии к абсолютно любому живому существу и организму. Так говорил мой Отец и Наставник, родоначальник и основатель Универсального Боевого Искусства Синтез, создавший  в 1986 году в Ростове-на-Дону первый ФОК СИНТЕЗ, а несколькими годами позднее первую Городскую Федерацию Ушу и Восточных Единоборств и лабораторию биокибернетики СИНТЕЗ.  Затем в 1991-92 году, Профессиональную Лигу Кикбоксинга СИНТЕЗ, действовавшую при международной федерации «KICK». А еще позднее Международную Ассоциацию Контактных Единоборств «Единый Боксерский Союз», профессиональный психолог-преподаватель, Юрий Владимирович Ляшенко, посвятивший более 45 лет жизни исследованиям и развитию боевых искусств.

Сегодня дело Юрия Владимировича Ляшенко, впервые открывшего системный и интегральный подход в боевых искусствах, еще в 1974 году, продолжает Автономная некоммерческая организация «Международный Центр Исследований и Развития Боевых Искусств Синтез имени Ю.В. Ляшенко». При поддержке Международной Ассоциации Объединенных Учителей Боевых Искусств (UTAMA-International, США) и Международной Спортивной Ассоциации Любительского и Профессионального Кикбоксинга (IAKSA-IAKSA-PRO, Россия).

Однако давайте с психологической точки зрения рассмотрим проблему противостояния с окружающей средой более подробно, используя для этой цели, психологический, исторический и сравнительно-аналитический методы. Вы появляетесь на свет и вступаете во взаимодействие с окружающим миром, изначально этот мир, в детском возрасте и позже, представляется нам в качестве идиллической картинки вне зависимости от фактического положения вещей. Сколько мальчишек, мечтавших в детстве стать космонавтами, на самом деле стали ими, существует ли здесь какая-либо статистика?

Определенно да, но, несмотря на нее, попросту посмотрев вокруг, мы можем смело сделать вывод, что процент тех, кто воплотил свою мечту в реальность, очень низок по сравнению с тем, у кого их мечта рухнула, растворилась, исчезла и превратилась в пыль. Сколько девчонок, мечтавших стать королевами бала и жизни, в реальности ими стали? Дальше можно не продолжать. Вирусы и бактерии, вредные микробы, резкие изменения климата, различные природные и техногенные аномалии, мир со своим дном, жестокостью, войнами, захватами заложников, терроризмом, уличной преступностью и насилием во всевозможных, самых изощренных формах, это вовсе не та идиллическая картинка, которую мы себе когда-то рисовали в нашем воображении.

У современного человека, противоречия между миром воображаемым и миром действительным, реальным, порой становятся просто невыносимыми, происходит взрыв (состояние аффекта), или все это западает в нас очень глубоко, тогда и появляется то, что в психологии называется «внутренним конфликтом», диссонанс и несоответствие между воображением, мечтами и реальным положением вещей усугубляют ситуацию.  Как человек, оказавшийся в замешательстве может справиться со своими проблемами, как он будет справляться со стрессами и реальными угрозами, вызовами жизни?

Опираясь на простые жизненные факты, мы можем сказать, только выдержит, или не выдержит, третьего здесь не дано, однако даже если выдержит, то и здесь наличествуют свои подводные камни, такие, как ожесточение, уход в себя, озлобленность, которая будет тлеть, пока не произойдет выброса накопившейся негативной энергии. Боевые искусства же, должны помогать снять противоречия превентивно, устранить саму причину возникновения внутреннего конфликта, закалять волю, формировать и укреплять характер, делая более устойчивым к всевозможным и разнообразным внешним негативным воздействиям. Другими словами формировать у людей: психологическую устойчивость перед лицом вероятных стрессовых, конфликтных ситуаций, стрессоустойчивость.

Однако же и здесь не так все гладко, как могло бы показаться на первый взгляд, ведь мир исследования конфликтов, изучения способов, методов их пресечения и превентивного предотвращения, мир боевых искусств – это по-настоящему целый мир. В нем как и в совершенно обыденном мире очень легко запутаться и придти к состоянию замешательства, что приведет нас к тому же «внутреннему конфликту» и последующему вероятному разочарованию.

Что выбрать, школу с ярко выраженным национальным и традиционным, экзотическим приоритетом, школу со спортивным или оздоровительным уклоном, как относиться к соревнованиям, принимать в них участие или не принимать категорически? Как заниматься в ходе тренировок, выполнять красивые и эстетически привлекательные движения механически повторяя их за инструктором, не задавая при этом лишних вопросов или привносить в свою подготовку элементы стихийной практики и творческого разнообразия? Как приобрести и не потерять, это извечный вопрос и дилемма. Как не потерять в ходе занятий здоровье, время и что в действительности можно получить от своих занятий? На этот вопрос можно дать ответ и мы постараемся это сделать, однако сделаем это чуть поздней.

Описанные выше проблемы, с которыми сталкивается современный человек сегодня, не уникальны по свой сути, а современный человек не отличается своими психофизиологическими особенностями от человека древности, который для примера, жил в традиционном обществе Древней Греции, Древнего Китая, Древнего Рима, Индии. Очень трудно порой для многих бывает представить, что в Древней Греции, жили такие же люди, как и мы с вами, только жить им приходилось во множество, множество, раз тяжелей чем нам.

На этом строятся сегодня невозможные, самые фантастические теории, неужели мы, настолько ослабли духовно и физически, что достижения человеческой цивилизации, готовы приписать титанам или инопланетянам – рептилоидам? Однако мы не об этом и тем не менее, это косвенно говорит нам о том, что если физически «древние» люди, хотя и переносили большие, нежели мы с вами, тяготы, и тем не менее, были более устойчивы, выживаемы и приспособляемы, нежели мы. Разве это не парадокс?

Нет не парадокс. Другой вопрос, почему это так? Потому, что в древности не было того информационного перенасыщения, не было обилия тех чисто психологических стрессов, вызовов и аффектов, с которыми сталкивается современный человек. А не было этих самых психологических стрессов, потому как одним из основных критериев представителей древних цивилизаций, были естественность и следование природе,  а не противоестественное желание эту самую природу подчинить и переделать под себя, как сейчас.

Древние цивилизации не имели в своем основании техногенной направленности, не провозглашали человека «победителем природы», «покорителем мироздания», «основной точкой отсчета и конечным этапом эволюции», так они избегали обилия психологических проблем и могли развиваться, сохраняя творческий импульс, созидательную энергию. Хорошим примером здесь может являться Буддизм, представляющий собой почти невероятное и уникальное сочетание традиционности с адаптивностью и вариативностью, способностью видоизменяться, сохраняя при этом изначальную суть.

В Древней Греции, существовало понятие мусического, комплексного воспитания, основной целью которого было развитие человека, как единого целого – со стороны его физических качеств и кондиций, в равной степени, как и с духовной, интеллектуальной стороны. Эти качества, которыми обязательно должен был обладать благородный Эллин, культивировались с самого раннего возраста и поощрялись государством, всем государственным аппаратом, Эфебы, Палестры или Союзы, в которых происходило развитие физических и духовных качеств, были основной опорой строя.

Такая же ситуация, складывалась не только в Элладе, но и в древнем Риме, Спарте, которая вообще возникла на основе таких Союзов. Гимнастика, кулачный бой, панкратион, плавание, бег, сочинение стихов, философские диспуты, все это непременные атрибуты таких Союзов или Школ, из них произошли такие понятия, признаваемые и используемые до сих пор, как Орхестрика и Палестрика. Если мы возьмем для сравнения древние традиционные общества Индии, Китая, Японии, Кореи, Индонезии, Вьетнама, Таиланда и т.д. и т.п., то увидим, что и там развитие боевых качеств и качеств нравственно-духовных, морально-интеллектуальных шли рука об руку, а развитие это происходило во все тех же традиционных Союзах.

Для примера упомянем Кшатриев Древней Индии, разнообразные общества Китая, типа Тайпиндао (Общество великого или всеобщего благоденствия), традиционные фамильные общества, школы – Рю, древней Японии, буддистские монастыри в Таиланде при которых развивалось искусство боя Муай-Ват. В традиционных Союзах изучались все аспекты человеческой деятельности, как боевые, так и вообще не имеющие прямого отношения к бою, например, изучалось ремесло чаепития, устройства сада, этикет, каллиграфия и т.п.

Мастера древних боевых систем или стилей, главы Союзов, старейшины, Гуру, хорошо понимали, что в природе не существует и не может существовать чистых и абсолютных стилей боя, поэтому различные стили в их исполнении представляли лишь определенный метод или способ, одну из множества вариаций на тему возможностей ведения реального боя. Все остальное относится к древней рекламе, саморекламе и конкуренции различных подходов и это нам абсолютно не интересно. Во взаимодействии различных стилей, возможных подходов, национальных традиций, которое осуществляли, Наставники рождалась красочная картина единого Боевого Искусства и это не голое утверждение, а признанный жизнью факт.

Создатель направления Кенпо-Каратэ, Эдмунд Кеалоха Паркер, помимо Каратэ, изучал Кунгфу и Бокс. Брюс Ли, протеже Эда Паркера, изучал Кунгфу, Бокс и Филиппинские боевые искусства. Создатель Айкидо Морихей Уэсиба, изучал несколько традиционных направлений Дзю-дзюцу, Дайто-рю. Этнический Кореец Масутацу Ояма, создатель японского стиля Каратэ Кёкусинкай, изучал Дайто-рю и традиционные корейские стили единоборств, основатель Дзюдо, Дзигоро Кано изучал несколько направлений Дзю-дзюцу, поддерживал дружеские связи с мастерами Каратэ. Один из его лучших учеников Сиро Сида Сайго, также до своего знакомства с Дзюдо, изучал Дзю-дзюцу. Мастера традиционных стилей единоборств Китая, представители южной и северной школы, даосских и буддистских направлений для обмена знаниями и опытом, устраивали фестивали, проводили поединки на помостах. Школа, пришедшая в Америку с Явы, Инти Омбак Пенчак Силат, означает внутренний путь, который сближает между собой все направления. 

Таким образом, ни одно Боевое Искусство мира, никогда не развивалось изолированно, особенно в те времена, когда это развитие было в своем зените. Так, например, Вьетводао очень тесно развивалось и было связано с Индонезийскими и Малазийскими системами боя, а в период Вьетнамской войны совершенствовалось и дополнялось различными другими элементами. К этим выводам, и пришел основатель СИНТЕЗ, Ляшенко Юрий Владимирович, еще в 1974 году, в сложнейший период развития советского общества, когда многие деятели относились с огромнейшим подозрением ко всему, что так или иначе было связано с Боевыми Искусствами. Однако СИНТЕЗ пережил даже последовавшие за этим периодом запреты и гонения.

В формировании СИНТЕЗА естественно принимали участие мастера различных стилей, бойцы, ученики и последователи самых различных стилей единоборств. Очень многие в то время бегали по залам и искали самую лучшую систему боя, которая непременно сделает тебя непобедимым, многие искали красивые и эстетически привлекательные направления с ярко выраженной национальной экзотикой.  Однако мой Отец и Наставник, пришел к интегральному, системному подходу СИНТЕЗ, означавшему изучение, включение и объединение всех самых эффективных с точки зрения реального боя элементов техники различных единоборств, невзирая на их национальную принадлежность и внешнюю окраску. Соединение древней мудрости, традиционной философии с самыми последними достижениями современной психологии и методами физического воспитания.

Еще СИНТЕЗ обозначает, что если уж вы действительно хотите совершенствоваться, значит, вы должны развиваться, как целостное существо, со стороны ваших физических и духовных качеств, ведь если в чем-то будет перевес, это приведет к нарушению Баланса, Гармонии, вы утратите Равновесие, и тогда это будет уже не СИНТЕЗ. Другим примером является – сам человек, его высшая нервная деятельность, эмоции, инстинкты, рефлексы, рациональные суждения, высшая деятельность мозга, чувства стыда и совести, нравственность и мораль. Уберите из целостной системы под названием «человек» хотя бы один элемент и это будет уже не человек, а его подобие. Вот, почему в самом начале статьи мы говорили об эре «фаст-фудов» и о еде, в которой нет души. Если человек не получает духовную пищу, он перестает развиваться. Если вместо пищи поступает химический суррогат, происходит пускай и не сразу, но разрушение и отравление всего организма.

Однако вся эта «эра фаст-фудов» существует только у нас в голове, уберите клише, всмотритесь в себя, в свою подлинную изначальную природу, и вы увидите, что все что вам нужно у вас уже есть, вы увидите, что те стрессы и суета, на которые жалуется современный человек, производит сам же современный  человек. Без этого не только возможно жить, но и нужно, нужно если мы хотим избежать отравления и подлинно развиваться, не создавая иллюзию развития, его суррогат. Мозг человека состоит из левого и правого полушарий, о чем нам говорят анатомия и нейропсихология (их придумали не инопланетяне), правое полушарие ответственно за творческое мышление, интуицию, а левое полушарие за точные расчеты, выводы, аналитическое мышление. Вы можете себе представить МОЗГ человека без одного полушария?

Это невозможно, соответственно наш организм и наш МОЗГ – представляют собой СИНТЕЗ. Когда мы поднимаем левую руку, правое полушарие посылает импульс, чтобы мы ее подняли, когда мы поднимаем правую руку, левое полушарие посылает импульс. Так работает СИНТЕЗ. МОЗГ не может существовать без СЕРДЦА, а СЕРДЦЕ без МОЗГА, СЕРДЦЕ СНАБЖАЕТ МОЗГ КРОВЬЮ, и здесь проявляется принцип СИНТЕЗА, принцип ЖИЗНИ, принцип ДВИЖЕНИЯ, а в Боевых Искусствах, главное – это ЖИЗНЕННОСТЬ! В вашу жизнь и питание, необходимо вкладывать ДУШУ, чтобы это были: естественная жизнь и здоровое питание, так же и в Боевые Искусства необходимо вкладывать ДУШУ, чтобы они стали вашим Боевым Искусством.

На сегодняшний момент Автономная некоммерческая организация «Международный Центр Исследований и Развития Боевых Искусств Синтез имени Ю.В. Ляшенко» (International Development and Research Center of Martial Arts Synthesis named afterYuriy Lyashenko) являет собой продолжение деятельности Физкультурно-оздоровительного Кооператива Синтез, первой Городской Федерации Ушу и Восточных Единоборств и лаборатории Биокибернетики Синтез. А так же Профессиональной Лиги Кикбоксинга Синтез и Международной Ассоциации Контактных Единоборств Единый Боксерский Союз, штаб-квартира Центра и главный зал Боевых Искусств расположены в городе Ростов-на-Дону.

Центр является официальным представителем Международной Ассоциации Объединенных Учителей Боевых Искусств UTAMA-International, IAKSA-IAKSA-PRO Международной Спортивной Ассоциации Любительского и Профессионального Кикбоксинга.  Особенность деятельности Центра и его основная идея, заключаются в том, что мы постоянно находимся в движении, Центр предлагает широкий ассортимент услуг в области Исследований и Развития Боевых Искусств.  Нами применяются инновационные методы в области подготовки, сочетающие в себе научную сторону изучения природы конфликтов, традиционное нравственно-моральное формирование личности, спортивную, прикладную и оздоровительную линии в их гармоничном и целостном сочетании и взаимодействии. Одним из направлений деятельности Центра являются научные исследования и разработки в области Боевых Искусств.

НАШ ДЕВИЗ, ДЕВИЗ УНИВЕРСАЛЬНОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА СИНТЕЗ, МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ СИНТЕЗ ИМЕНИ Ю.В. ЛЯШЕНКО:

 ПОБЕДИ САМОГО СЕБЯ – ВЗОЙДИ НА ОЛИМП ДУХА!

Президент АНО МЦ ИРБИ «СИНТЕЗ» имени Юрия Ляшенко,

Я.Ю. Ляшенко ©